С конца 60-х годов проблемы строения и развития океанской литосферы
находились под пристальным вниманием директора Геологического института
АН СССР академика А.В.Пейве. Он неоднократно обращался к результатам глубоководного
бурения, анализу разрезов офиолитов и океанической коры, а также к характеру
их деформаций. Важную роль играли данные драгировок, которые проводились
в то время, в основном, на судах Института океанологии. А.В.Пейве лично
принимал участие в 17-ом рейсе нис “Дмитрий Менделеев”, который работал
по проекту “Офиолиты” в западной части Тихого океана (Геология..., 1980),
возглавив экспедицию. Опыт проведения морских работ и анализ тенденций
развития тектоники привели А.В.Пейве к пониманию целесообразности приобретения
научно-исследовательского судна. Тем самым, с середины 80-х годов определилось
новое для многих сотрудников ГИНа направление - тектонические исследования
в океанах. После огромной организационной работы многих сотрудников Института
и, прежде всего, академика Ю.М.Пущаровского, ГИН стал судовладельцем.
Судно “Академик Николай Страхов” вошло в состав научного флота
CCCР 14 мая 1985 года. Оно получило имя в честь гиновца - академика Николая
Михайловича Страхова (1900 - 1978) - основоположника теоретической литологии.
Крестной “мамой”, точнее папой, стал известный полярный исследователь,
контр-адмирал И. Д. Папанин. На финской верфи было создано неплохо оснащенное,
для того времени, судно (длина - 75,5 м, ширина - 14,7 м, осадка - 4,5
м, водоизмещение - 2600 т, максимальная скорость - 15,2 узла) с неограниченным
районом плавания и ледовым классом. Оно было оснащено 16-ти лучевым эхолотом
ECHOS-625, семью лебедками различного назначения, многочисленными хорошо
оборудованными лабораторными помещениями.
В течение 13 лет нис "Академик Николай Страхов" работало на получение
знаний в области фундаментальных исследований геологии Мирового океана
(Мазарович и др., 1996). Рейсы нис "Академик Николай Страхов" (всего за
пределами порта Калининград - 1833 дня -- 5 лет или около 38.6 % времени)
проходили в рамках как национальных программ ("Мировой океан" - проекты
"Литос", "Седимент", "Глубинные геосферы", "Тетис", "Геопол" и др.), так
и международных проектов ("PRIMAR", "ROEM", "Экваридж" и др) и Антарктической
программы Италии. Руководителями проектов были академик Ю.М.Пущаровский,
член-корреспонденты РАН П.П.Тимофеев, Г.Б.Удинцев и др.). Существенный
промежуток времени в последние годы, по известным причинам, был вынуждено
отведен различным геологическим коммерческим работам.
Основная часть времени “жизни” нис "Академик Николай Страхов" была
посвящена изучению геолого-геофизических особенностей строения тропической
части Атлантического океана (см рис,
таблица
1). В результате были получены данные о строении рифтовой долины Срединно-Атлантического
хребта между разломами Зеленого Мыса и Чейн, о строении флангов хребта,
а также некоторых районов в непосредственной близости от континентов (конус
выноса р. Ориноко, районы около островов Зеленого Мыса). Обширная информация
была получена по строению как активных, так и пассивных частей трансформных
разломов Зеленого Мыса, Марафон, Меркурий, Архангельского, Долдрамс, Вернадского,
Страхова, Св. Петра, Сан-Паулу, Романш, Чейн. Два рейса (4, 8) прошли в
восточной части Тихого океана, четыре (5, 10, 14, 17 ) в средиземноморском
бассейне, в районах Кипра, Крита, Альборанского и Адриатического морей.
Основная часть времени 18-го рейса проходила в приантарктическом регионе,
вблизи о. Буве.
Помимо геолого-геофизических данных во время рейсов нис “Академик Николай
Страхов” были получены обширные сведения о погодных условиях в разных частях
Мирового океана, уточнено положение острова Буве, что, в целом, крайне
важно для безопасности мореплавания в этом районе.
Фундаментальная наука вносит огромный вклад в культуру человечества.
Ее ценность (Ледерман 1985) заключается в самом процессе научной деятельности.
Она обладает такими эффектами как привлекательность и поддержание высокого
интеллектуального уровня всего научного сообщества. При разработке проблем
фундаментальной науки происходит создание новой техники и методик, которые
используются в человеческой деятельности. Кроме этого, создаются новые
возможности для эксперементальных исследований, происходит подготовка профессионалов
высокого класса, полученные результаты могут быть использованы как в других
областях науки, так и в промышленности. Рассмотрим деятельность коллективов
экспедиций нис "Академик Николай Страхов" под указанными углами зрения.
Одним из важнейших результатов работ на борту нис "Академик Николай
Страхов" стала разработка и испытание новых типов аппаратуры, методов,
усовершенствование существующих образцов техники. Очень кратко рассмотрим
только некоторые из них.
Многолучевые эхолоты были созданы чуть более 20 лет тому назад и привели
к принципиально новому этапу изучения Мирового океана. Нис "Академик Николай
Страхов" было одним из первых судов России, оснащеных многолучевым эхолотом
ECHOS-625. В СССР практически отсутствовал опыт работы с аппаратурой подобного
типа и в ходе экспедиционных исследований ГИНа пришлось решать многочисленные
проблемы в области сбора (например - определение оптимальных расстояний
между галсами) и обработки получаемой информации.
Непрерывное сейсмопрофилирование (НСП) применялось в восьми рейсах
нис "Академик Николай Страхов" и при этом была собрана информация как в
аналоговой, так и цифровой формах о строении осадочного чехла на протяжении
около 74 500 миль. Такие результаты стали возможными благодаря огромной
работе по техническому обслуживанию аппаратуры НСП, значительная часть
которой существенно была изготовлена и (или) модернизирована (такелаж,
пушки, вакуумные амортизаторы косы, вакуумная коса) сотрудниками ГИН РАН.
Неотъемлемой частью работ стали новые разработоки, часть из которых получила
авторские свидетельства СССР и патенты России.
Драгирование было одним из методов, который постоянно применялся из
рейса в рейс. В Атлантическом океане трубками, драгами были проведены работы
при участии сотрудников ГИН на 764 станциях (см рис),
из них 718 - на нис "Академик Николай Страхов (628 драгировок, 26 драг
потеряно, 98 - без коренных пород) в диапазоне глубин от 20 до 5300 м при
различных погодных условиях от полного штиля до штормовых условий (ветер
до 25 м/с). Всего поднято около 6900 кг коренных пород. В 22-ом рейсе количество
драгировок увеличилось. Основная часть драгирования была проведена в Центральной
Атлантике. Эмпирическим путем были отработаны методы драгирования крутых
и пологих склонов, невысоких уступов и гор (100 - 200 м) на глубинах в
4000 - 5500 м, драгирование против и по ветру, при сильном дрейфе, прием
драги при захлестывании кормы волнами и некоторые другие. Для более точного
прослеживания процесса драгирования была разработана совместно с итальянскими
специалистами компьютерная программа, которая в течение всей драгировки
показывает напряжение на тросе (в кН) и имеет систему сигнализации при
критических ситуациях. Важно, что в течение многих лет были отлажены совместные
действия научного состава и экипажа, что имеет большое значение при сильных
зацепах и аварийных ситуациях.
В рейсах нис "Академик Николай Страхов" использовалась не только аппаратура
ГИН РАН (НСП, термоградиентограф, термозонды, трубки, "Розетт", драги,
"Волна-48"), но и техника различных отечественных и иностранных организаций
Краснодара, Москвы и Италии (Институт Морской геологии, Болонья) (МОВ ОГТ),
Геленджика (ШГСП МОВ), Московского Государственного Университета (гравиметрия),
Гамбурга (гравиметрия, донные станции), ИЗМИРАН (магнитотеллурическое зондирование,
магнитометрия), Болоньи (магнитометрия), Нижегородского Политехнического
института и АКИН (некоторые компоненты аппаратуры НСП) и др. Подчеркнем,
что некоторые типы оборудования, различные компоненты и узлы, методики
испытывались во время рейсов впервые (например - магнитотеллурическое зондирование
в открытом океане). Огромную роль для успешного получения данных сыграла
кооперация в области вычислительной техники с европейскими странами (Германия,
Италия) и Израиля.
В рейсах, организованных Геологическим институтом РАН, работали специалисты
различных профилей из Санкт-Петербурга, Краснодара, Геленджика, Новосибирска,
Н. Новгорода, Екатеринбурга, из академических (ГЕОХИ, ИГЕМ, ИЛСАН, ИОАН,
ИЗМИРАН, ИФЗ) и неакадемических (АКИН, ВИЭМС, МГУ, МГРИ) организаций Москвы.
Еще более широка география контактов при послерейсовой обработке материалов.
Неотъемлемой частью работы на борту нис "Академик Николай Страхов"
было также сотрудничество ГИН РАН с иностранными учеными из Бразилии, Великобритании,
Израиля, Испании, Италии ( Неаполь, Триест), Канады, Кипра, Мальты, Мексики,
Марокко, Сирии, США, Финляндии, ФРГ, Хорватии, Швеции, которые участвовали
в экспедиционных работах 108 раз. Особую роль в жизни судна сыграли тесные
научные и научно-технические и научно-организационные контакты с итальянским
Институтом Морской геологии (Istituto
Geologia Marina, CNR -Bologna) (директор - иностранный член РАН, профессор
Энрико Бонатти) .
Подчеркнем, что за время исследований на борту нис "Академик Николай
Страхов" сложился высококвалифицированный экипаж (капитаны - см. таблицу
1), который хорошо понимает и помогает решать проблемы научного состава.
Хорошим показателем работы представляется низкая текучесть кадров. Большую
роль при подготовке рейсов сыграл начальник группы морских работ ГИН В.
И. Паршин, а и - снс Н.Н.Турко.
Тесное общение специалистов разных организаций и стран позволяло взаимно
укреплять или пополнять знания в самых разных областях науки, техники,
методики океанских исследований, обработки информации, повышать уровень
знания иностранных языков. В течение многих рейсов, благодаря участию в
рейсах иностранных специалистов, для россиян открывались возможности ознакомления
и работы с такой современной компьютерной техникой как рабочие станции
VAX, SUN, разнообразной периферией, математическими программами, а также
с новыми типами магнитометров, гравиметров, источниками акустической энергии,
различными материалами, приспособлениями, специальными антикоррозионными,
смазочными и пр. веществами, оргтехникой. Видимо не будет преувеличением
сказать, что за тринадцать лет была сформирована особая школа морской геологии,
которая воспитала коллектив специалистов-"страховцев".
22-ой рейс
"Академик Николай Страхов" провел с новейшим многолучевым эхолотом
SIMRAD, а также ряд других приборов и аппаратуры.
Материалы, собранные во время исследований Геологического института
РАН легли в основу многочисленных статей и монографий (см. Приложение).
Новейшие результаты, полученные в результате обработки данных публикуются
в настоящем сборнике.
Наконец отметим, что планомерные съемки разломов на 2°40, 4°, 8°50
с.ш., проведенные нис “Академик Николай Страхов”, позволили утвердить за
ними названия через Межправительственную океанографическую комиссию Подкомиссию
ГЕБКО по географическим названиям подводного рельефа как разломы Св. Петра,
Страхова и Архангельского соответственно. Кроме этого были предложены (и
утверждены той же комиссией) названия для целого ряда открытых подводных
гор - Меннера, Белоусова, Надежда, Ферсмана. Одна из гор, открытая во время
9-го рейса (7° 49,1' с.ш. -37°45,15' з.д.) получила имя Александра Вольдемаровича
Пейве.
Литература
Геология дна Филиппинского моря. М.: Наука. 1980. 261 с.
Ледерман Л. М. Ценность фундаментальной науки. // В мире науки. 1985.
N 1. С. 4 -- 13.
Мазарович А.О., Разницин Ю.Н., Сазонов Л.В. Одиннадцать лет нис “Академик
Николай Страхов” // История Отечественной океанологии. Тез. докл. международной
конференции. Калининград. 1996. С.125
Пейве А.В. Тектоника Срединно-Атлантического хребта.// Избранные труды.
Эволюция земной коры и мобилизм. М.: Наука. 1991. С. 93-107.
Пейве А.В. Тектоника и магматизм. // Избранные труды. Глубинные разломы
и их роль в строении и развитии земной коры. М.: Наука. 1990а. С. 173-190
.
Пейве А.В. Разломы и тектонические движения. // Избранные труды. Глубинные
разломы и их роль в строении и развитии земной коры. М.: Наука. 1990б.
С. 283-298.
Суворов А.И. История мобилизма в геотектонике. М., Наука 1994. 224
с.
Монографические работы, основанные на результатах экспедиций нис “Академик Николай Страхов”
Вулканические поднятия и глубоководные осадки востока Центральной Атлантики.
// М. Наука. 1989. 247 с. (Тр.ГИН; Вып.436)
Строение зоны разлома Зеленого Мыса (Центральная Атлантика). // М.
Наука. 1989. 199 с. (Тр.ГИН; Вып.439)
Строение зоны разлома Долдрамс: Центральная Атлантика. // М. Наука.
1989. 224 с. (Тр.ГИН; Вып.459)
Строение осадочного чехла Центральной Атлантики. // М. Наука. 1989.
144 с. (Тр.ГИН; Вып.449)
Гидротермальная активность и осадочный процесс в Карибско-Мексиканском
регионе. // М. Наука. 1990. 192 с. (Тр.ГИН; Вып.448)
Пущаровский Ю.М. Тектоника Атлантики с элементами нелинейной геодинамики.
// М. Наука. 1994. 84 с. (Тр.ГИН; Вып.481)
Geological structure of the Northeastern Mediterranean (Cruse 5 of
the Research Vessel “Akademik Nikolaj Strakhov” (Ed. V. A. Krasheninnikov,
J. K. Hall). // 1994, Jerusalem: Historical Production-Hall. 396 p.
Пущаровский Ю.М., Пейве А.А., Разницин Ю.Н., Базилевская Е.С. Разломные
зоны Центральной Атлантики. М. ГЕОС.1995. 164 с. (Тр.ГИН; Вып.495)
Equatorial Segment of the Mid-Atlantic Ridge. IOC Technical Series.
N 46. Paris: UNESCO. 1996. P.122. (Initial Results of the Geological and
Geophysical Investigations under the EQUARIDGE Program, Cruises of r/v
“ Akademik Nikolaj Strakhov” in 1987, 1990, 1991).
Экваториальный сегмент Срединно-Атлантического хребта. Приложение к
монографии "Экваториальный сегмент Срединно-Атлантического хребта". МОК
ЮНЕСКО, ГЕОХИ РАН: ATKAR ПКО "Картография". 1997.
Мазарович А.О. Геологическое строение Центральной Атлантики: разломы,
вулканические сооружения и деформации океанского дна. М.: ГИН РАН. 36 с.
1998. (автореферат док. диссер.) (полностью работа будет опубликована в
издательстве "Научный мир"