Объект 1 - полигон Сьерра-Леоне. (рис 2) располагается на границе двух
крупных сегментов САХ и его съемка позволяла бы практически сомкнуть полигоны
6-го, 7-го, 11-го, 12-го и 9-го рейсов нис “Академик Николай
Страхов”.
В районе исследования не проводилсь, за исключением трех драгировок
середины 70-х годов. Спутниковая альтиметрия показывает, что в предполагаемом
районе исследований располагаются рифтовая долина субмеридионального простирания,
которая при приближении к разлому Сьерра-Леоне меняет свою ориентацию.
Отчетливо прослеживаются подвороты структур западнее рифта. Севернее “устья”
долины, ортогонально к ее простиранию прослеживается система субширотных
хребтов. Важным представляется понимание строения региона, который находится
на границе двух крупных сегментов САХ. Помимо этого, в районе отмечается
отсутствие эпицентров землетрясений и подход к этому району протяженных
трогов. В подобных зонах сосредоточены все известные гидротермальные поля
в пределах САХ (Мазарович, Соколов, 1998). Оборудование судна не позволяет
произвести целенаправленный поиск этих объектов, вместе с тем, данные драгировок
могут дать информацию о степени изменения пород рифтовой зоны, которая
отчетливо прослеживается в пределах полигона. Предполагалось покрытие
полигона съемкой с последующим драгированием.
Объект 2 – зона конвергенции пассивных частей трансформных разломов
в котловине Зеленого Мыса
В районе расположенном северо-западнее возвышенности Сьерра-Леоне,
имеется азимутальное несогласие между пассивными частями разломов Зеленого
Мыса и более южными, которое хорошо просматривалось на батиметрических
(Jones, 1987) и гравитационных картах (Gahagan et al., 1988). Данные спутниковой
альтиметрии (Sandwell Smith, 1997) показывают (см.рис.1), что разломы не
доходят до континентальной окраины Африки почти на 1000 км. Восточные фланги
разломов Вима, Долдрамс и Вернадского утыкаются во фланги разломов Зеленого
Мыса. Отмеченные особенности строения фланговых частей разломов в гравитационном
поле свидетельствуют о наличии сложных процессов, приводящих к образованию
наложенных структур и деформациям океанической коры. По данным НСП, полученным
в 16 рейсе нис "Академик Николай Страхов", и данные глубоководного бурения
(Lancelot et al...., 1977) показали, что в районе выявляется два этапа
деформаций - палеогеновый и современный (Мазарович и др., 1997).
В рейсе намечалось провеление площадного картирования области (рис.3)
несогласного сочленения разломов с целью определения ее структуры и распределения
деформаций.
При следовании из района работ предполагалось проведение попутных геофизических
исследований в Центральной Атлантике, которые будут включать в себя эхолотный
промер и непрерывное сейсмическое профилирование. Основная задача, которая
может быть решена - получение информации по отдельным профилям через пассивные
части пересекаемых трансформных разломов. Анализ этого материала позволит
определить масштабы движений в океанических котловинах.
Всего в 22 рейсе с многолучевым эхолотированием пройдено 11030
морских миль.
простирания и тремя широтными район между 5°50’-7°20’ с.ш. Ориентация
галсов была выбрана для оптимального покрытия, т.к. заранее предполагалось,
что полосы захвата будут изменяться от 5 до 11 км. На втором этапе картирование
проводилось в южной части района 6-ю галсами северо-западного простирания
и тремя широтными. При этом ставилась задача съемки района разворота основных
структур и прослеживания рифтовой долины. Общая протяженность территории
с северо-запада на юго-восток превышает 300 км с востока с юго-запада на
северо-восток в среднем составляет порядка 65 км.
Разлом 7°10N был прослежен от 31° з.д. до 34°50’ з.д. (230 миль). В
рельефе он представляет желоб, обрамленный с севера и юга поднятиями.
Активная часть разлома имеет протяженность порядка 60 км. Она представляет
собой желоб шириной 7-7,5 км, лишенный осадков. На востоке закартирована
изометричная нодальная впадина, наиболее погруженные части которой расположены
на глубинах более 5900 м.
Рифтовая долина, представляет собой 7 впадин различной конфигурации,
которые разделены поперечными порогами различной ширины и высоты. С учетом
работ в 12-ом рейсе (Экваториальный ... , 1997), представляется, что рифтовая
зона САХ между разломами Страхова и 7°10N разделен на три крупных сегмента.
Строение рифтовой зоны нарушено двумя крупными широтными зонами (6°50’
с.ш. и 6° - 6°20’ с.ш.).
Общий вид ПСК-75
Буксировались 2 идентичных ПИ: один работающий, другой резервный с двух бортов судна с полностью автономной системой подачи сжатого воздуха и управления, что обеспечило практически полную непрерывность съемки.
Спуск ПСК-75
Глубина буксировки 4 - 5 м, среднее рабочее давление 60 атм. Расстояние
от излучателей до кормы судна - 3 метра за кормой, расстояние между излучателями
- 15 метров.
Период запуска излучателей составлял 10 сек., что составило интервал
зондирования по профилю 50 м для скорости судна 10 узлов. Период определялся
по средним глубинам в районе работ - 4500 - 5000 метров.
Вакуумная коса конструкции В.Н.Ефимова
51 приемник ПДС-7 или на стандартную косу с заливкой датчиков жидким диэлектриком, приемной базой 25
Стандартная коса с жидким диэлектриком
метров на 51 приемник ПДС-21. Приемные системы замыкались согласующей
трансформаторной секцией, далее следовала вакуумная амортизационная секция
10 метров. Сейсмическая коса буксировалась на кабель - тросе в 100-120
метрах от кормы судна.
Сейсмическая станция Лаборатории (слева)
косой и 60 - 500 Гц для работы со стандартной косой. Экспресс-визуализация велась на самописец Raytheon в 6-ти секундном окне, 100 линий на дюйм, время сканирования - 2 секунды.
Самописец Raytheon
Цифровая регистрация сигналов
Переход от пассивных частей разлома Сан-Паулу был запланирован с целью прохождения зоны конвергенции пассивных частей трансформных разломов к северо-западу от возвышенности Сьерра-Леоне и цепочки гор Батиметристов. Аналогичное пересечение пассивных частей в меридианальном направлении, но вдоль 20° з.д. было проведено в 16-ом рейсе НИС «Академик Николай Страхов». Была пересечена граница двух транатлантических зон и провинции Островов Зеленого Мыса.
Краткая информация о переходе граница экономической зоны Республики Кабо Верде - полигон 1 (130 миль).
Подход к полигону определялся кратчайшим расстоянием до выхода из экономзоны
Республики Кабо Верде. После нее подходной галс к полигону был заложен
в начале вкрест простирания структур севернее несогласия («Изучение рельефа»),
а затем, после поворота, – южнее. На широте 12°20’ с.ш. была пройдена граница
между осадочной провинцией Островов Зеленого Мыса и океанической провинцией
котловины Зеленого Мыса.
Краткая информация о работах на полигоне в
котловине Зеленого Мыса (670 миль).
В пределах полигона было отработано 7 меридиональных и 6 широтных профилей.
Осадочный чехол состоит из двух комплексов. Мощность комплексов может изменяться
от 0 до 800 м, достигая суммарной максимальной мощности в 1500 м. В ряде
мест отмечаются пликативные деформации.
Краткая информация о переходе полигон 1 - восточный фланг разлома 7°20’ с.ш. (190 миль).
Положение сейсмопрофиля планировалось на основании спутниковых альтиметрических данных. При этом было выбрано направление строго вкрест простирания многочисленных хребтов и желобов. Полученная сейсмическая информация о строении осадочного чехла вдоль 28°40’ з.д. от 7°50 до 10°30’ с.ш. свидельствует о том, что, хребты имеют разное строение и происхождение. В ряде мест осадочный чехол нарушен современными тактоническими движениями (рис.2.14.).
Краткая информация о переходе по трогу разломов 7°20’ с.ш. и 7°10’ с.ш. (440 миль).
Основной целью перехода являлось выяснение строения осадочного чехла
вдоль простирания пассивных частей разломов. Эти исследования были дополнены
двумя поперечными сейсмопрофилями. Первый из них (29°30’ з.д.) пересек
не только разлом 7°20N, но и область перехода между двумя трансатлантическими
зонами, второй (31° з.д.) – оба указанных выше разлома.
Разлом 7°20N выполнен однородной осадочной толщей с мощностью до 500
мс. Здесь установлен ряд поперечных нарушений, которые привели к формированию
новейших форм рельефа - пологих асимметричных валов, островершинного поднятия.
Краткая информация о работах в районе разлома
Сьерра-Леоне (180 миль).
В пределах полигона с НСП было пройдено два западных галса, которые
показали практически полное отсутствие осадочного чехла. После этого аппаратура
НСП была остановлена на профилактические работы.
Краткая информация о переходе к полигону 1
и дополнительная съемка (280 миль).
Переход от второго полигона был запланирован с целью прохождения зоны
конвергенции пассивных частей трансформных разломов. В связи с изменением
срока захода в Лас Пальмас были внесены изменения в программу и профиль
был переориентирован на курс 50° В целом все закономерности строения осадочного
чехла, описанные выше характерны и для данного сейсмопрофиля. Отметим,
что качество записи ухудшилось в связи с аварией амортизационного отсека
косы. Это привело к повышению уровня шумов. Для исправления ситуации была
достигнута синхронизация работы пушек, что привело к увеличению мощности
сигнала и, соответственно, улучшению качества записи.